Гидравлика в ТЭС - важный элемент работоспособности.

Технологии, законодательство, финансирование, проектирование и прочее
Dimur
Главный энергетик
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-окт-2008 11:17
Откуда: г. Брянск

Гидравлика в ТЭС - важный элемент работоспособности.

Сообщение Dimur » 26-янв-2010 11:38

Уважаемые форумчане!

В форуме когенерации обсуждение электрической половинки "когенерации" уделяется 95% обсуждений и тем. А о не менее важной тепловой половинке - совсем чуть-чуть.

Возник вопрос, скорее теоретический, но тем не менее...

Какая тепловая схема подключения котлов к ГПА (ГТУ и т.д.) применяется Вами?

Например, первичный вопрос - параллельное подключение "пиковых" котлов или последовательное? Пример РЕКОМЕНДАЦИИ Jenbacher - последовательное... Кого-нибудь при этом волнует неизбежное снижение КПД пикового котла, когда к нему на вход приходит уже 95С и ему остается лишь догреть до 105, например?

Разделяете ли Вы тепло от утилизатора выхлопных газов и тепло от рубашек охлаждения?

Используете ли Вы теплообменники для отделения "машин" от котлового контура или короткозамкнутый гидравлический контур (разделитель, стрелка)?

Роль емкости-накопителя тепловой энергии в тепловой схеме, и до какой суммарной тепловой мощности имеет смысл её ставить? пример рекомендаций Виссманн для малой мощности.

И самый забавный вопрос - у Вас есть четыре "машины" требующие суммарную мощность охлаждения рубашек - 1 МВт. Какие градирни и сколько градирен Вы бы поставили для этих машин? Я вот ставлю две воздуходувки по 500 кВт с гликолем общие для всех машин... но видел варианты 4х250 кВт (индивидуально для каждой машины, по одной).

з.ы. Прошу поделиться ссылками или материалами производителя с РЕКОМЕНДАЦИЯМИ теплового подключения используемых Вами агрегатов, если, конечно, это не является секретом и ноухау фирмы.
з.з.ы. Сейчас вдруг начали попадаться мини-ТЭС, построенные последние пару лет и отчаянно требующие гидравлической настройки. Хочу понять, какие схемы кто использует и какова причина выбора того или иного решения... может я столкнулся не с "неправильным проектным решением", а с "продуманным выбором", и сейчас просто не понимаю "как оно работает"...
з.з.з.ы. По результатам, когда разберусь, постараюсь привести примеры и свои варианты решения.

ПГ АСК
Главный энергетик
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 10-мар-2006 14:42
Откуда: www.6486051.ru (Москва)
Контактная информация:

Re: Гидравлика в ТЭС - важный элемент работоспособности.

Сообщение ПГ АСК » 27-янв-2010 22:15

Dimur писал(а):Например, первичный вопрос - параллельное подключение "пиковых" котлов или последовательное? Пример РЕКОМЕНДАЦИИ Jenbacher - последовательное... Кого-нибудь при этом волнует неизбежное снижение КПД пикового котла, когда к нему на вход приходит уже 95С и ему остается лишь догреть до 105, например?

На все вопросы отвечать лениво, да на все и не отвечу - на то у нас в компании есть проектировщики.
По поводу подключения: какое, пардон, параллельное подключение?
Заказчику что надо? Как минимум 95 град (старый советский стандарт, живущий до сих пор) на его плече теплообменника, а зачастую и больше - 110 град.
Поэтому логична последовательная схема - догревать в котле.
КПД котла - вопрос вторичный, более правилен КПД системы, хотя и это тоже скорее параметр для любопытных.

Всё вышеперечисленное - мелкие технические вопросы.

Гораздо более серьёзной проблемой является вопрос, как грамотно обойтись с теплом рубашки охлаждения двигателя(лей) с учётом того, что проектировщик потребления уже запроектировал 95 град., а заказчик оплатил эти работы и платить за переделку не хочет. При "лобовом" решении на вашей мини-тэц градирни будут работать и при -28 град. за бортом

Есть и другая проблема - подбор и работа охладителей при температуре окружающей среды выше 30 град.
Хотя это, конечно, решается. Например, есть работающие станции в пустыне и при этом с воздушным охлаждением.

А про настройку построенных мини-ТЭЦ ответ простой - поставщики, не задумываясь о последствиях, впендюрили заказчику охладители, расчитанные на климат центральной Европы, а проектировщики из ГипроМаслоРыбКурортДетсадПроекта (там дешевле), не имея опыта подобного проектирования, посчитали, что фирмачи лучше знают и ничего не стали (а может и не могли) перепроверять.

Dimur
Главный энергетик
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 29-окт-2008 11:17
Откуда: г. Брянск

Сообщение Dimur » 29-янв-2010 10:46

Спасибо. Любопытно. КПД современного водогрейного котла в 93% получается при входящей воде 70С, и выходе в 95. Если подать на вход 95 и получать 110 - его эффективность опасно приблизится к ДКВРу 70 годов выпуска... Вы правы, кого в нашей стране волнует КПД? но меня удивляет, что последовательную схему рекомендует Jenbacher, обвинить которого в наплевательстве на КПД не представляется возможным... Ох сдается мне, чего то я не понимаю.

В принципе, на многое не рассчитывал - вполне себе уже убедился, что до сих пор в наших головах слово "гидравлика" равносильно "сантехнике", то есть непрестижно и немодно. "Вода - не дура, сама знает, куда течь"...
Другое дело - благородное обуздание электричества! Собственно, нынешнее положение дел в нашей стране этот перекос превосходно демонстрирует: худо-бедно функционирующая система электроснабжения, пляски вокруг ЕЭС, деньги и реформы - в контрасте с гибельным разрушением теплоснабжения, потешным "Фондом развития ЖКХ", массовым гниением на корню труб и "неготовностью к отопительному сезону".
Лакмусовой бумажкой тех же процессов - является и данный форум: рассуждения о 81-85% общем КПД мини-ТЭС, когда две трети времени своей работы построенные нами ТЭС не вытягивают и 50% (лето и неэффективное использование зимой).

Вы правы, первичные косяки - одновременная работа котлов и градирен. И это не "минутный переходный процесс", а последствия выбранной схемы работы. :?
Вторичные косяки - аварийный останов машин по минимальному давлению воды в контуре охлаждения при автоматическом запуске сетевых насосов. Связь, на самом деле не очевидна (попробуем увеличить задержку переключения звезда-треугольник - что бы механические регуляторы давления успевали срабатывать). А люди второй год включают сетевые на закрытую задвижку! Вы можете себе это представить в современной мини-ТЭС? нехватает только чумазого кочегара с кочергой... :(
И знаете: "у нас все работает! только вот чуть-чуть машины аварийно останавливаются!". :shock:
Остальные мелкие технические вопросы тоже не с потолка взялись... по всем проблемы в отдельно взятых мини-ТЭС. Да и имена строителей - не "ТырПырВосемьДыр"...

з.ы. Понаблюдаю, как быстро утонет тема :о))) Важный показатель актуальности гидравлических проблем :D

ПГ АСК
Главный энергетик
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 10-мар-2006 14:42
Откуда: www.6486051.ru (Москва)
Контактная информация:

Сообщение ПГ АСК » 30-янв-2010 21:24

Dimur писал(а): Вы правы, кого в нашей стране волнует КПД? Ох сдается мне, чего то я не понимаю.

КПД - это не сверхценность. И не надо вырывать один котёл из всей мини-ТЭЦ. "Ширше" смотрите.

Dimur писал(а): Вы правы, первичные косяки - одновременная работа котлов и градирен. И это последствия выбранной схемы работы. :?

Поясните мне, бестолковому, какая возможна иная схема, если КГУ выдают 90 град. и поток через рубашки охлаждения значителен, а система у потребителя спроектирована на 95 град. А по дороге теплообменники.
Я серьёзно. Поясните. Может мы чего не понимаем и нам срочно надо повышать квалификацию...

P.S. Я бы с Вами с удовольствием обсудил насущные проблемы тепломеханики в мини-ТЭЦ, но я, как говорил Козьма Прутков: "Любой начальник подобен луже - широк, но мелок."
Тем не менее по поводу задвижек задам вопрос нашим проектировщикам: всё ли в наших проектах в этой части в порядке?


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 21 гость